Мои публикации


В.В.КОСАРЕВ

Физико-технический институт РАН А.Ф.Иоффе

"Здравый смысл", РГО, 2001.


НАУКА, ЛЖЕНАУКА И ТЕОЛОГИЯ

Разницу между наукой, лженаукой и теологией можно уяснить, рассматривая эволюцию форм человеческого сознания в исторической ретроспективе[1]. Тогда лже или псевдонауку можно поставить между наукой и теологией, лежащих на совершенно различных уровнях развития сознания. Хотя лженаука использует терминологию науки и полученные ею знания, но при этом пользуется характерным для теологии методом мифологического синтеза, а иногда и попросту мошенническим спекулятивным методом, которым в совершенстве владели еще античные софисты, часто демонстрировавшие виртуозное псевдодоказательство вместо настоящего. Обычно лженаука связана либо с научной некомпетентностью, либо явной недобросовестностью, однако одна из причин ее широкого распространения в наши дни связана с тем, что сегодня очень непросто выйти на уровень современной науки, непомерно высокий для неспециалиста. Это требует многолетней профессиональной подготовки. В то же время, овладев какой-либо примитивной моделью донаучной эпохи, обычный человек получает возможность анализировать, строить теории и делать заключения. Самое удивительное, что даже такие модели, как древнеиндийская теория чакр, дает возможность иногда делать довольно разумные умозаключения, что создает у людей ложное ощущение того, что модель работает.

Ученые и сегодня составляют в обществе не более одного процента. Многие из них, являясь прекрасными специалистами в своей области, тем не менее, не придерживаются строго научного метода в других областях знаний. Право людей на свободу слова и собственную идеологию, если она не представляет опасности для окружающих, защищают и торжествующие во все большем количестве стран принципы демократии и либерализма. Поэтому и ныне рядом с наукой, сохраняющей внутреннее единство, сосуществует как лженаука, ток и большое количество самых разнообразных религий, включая самые древние, продолжающие жить либо в форме суеверий, либо вошедшие в господствующую религию в видоизмененном виде. Так древние языческие верования зачастую уживаются с христианством: вера в демонов, бесов, ведьм, упырей и другую чертовщину, боящихся крестного знамения. Суевериями следует называть те представления, которые сосуществуют вместе с представлениями более развитых форм сознания подобно тому, как наряду с высшими животными и человеком существует огромное количество видов, относящихся к более ранним этапам биоэволюции.

Разницу между наукой, лженаукой и теологией можно почувствовать уже по стилю публикаций. Если для научной статьи характерен стиль детективного жанра: ученый подобно сыщику стремится приблизиться к истине, не зная наперед, где именно она находится, то теолог исходит из того, что истина ему уже хорошо известна, и его задача - придумать лишь новые обоснования в ее пользу. Когда, например, появляются новые данные о природе, теологи стараются отыскать слабые или не до конца выясненные наукой моменты, всегда присутствующие в наших знаниях, такие, как точка сингулярности в модели Большого Взрыва или проблема изменчивости и возникновения новых видов, для того, чтобы опорочить все достижения естественных наук и созданную ими картину мира, хотя сами они на деле ничего не объясняют, привлекая для объяснения непонятного такие еще более непонятные субстанции, как Бог, Сатана, торсионные поля или Мировой разум.


1. Косарев В.В. Религия и наука как этапы эволюции человеческого сознания // Материалы I Российского философского конгресса, 1997, Т.8, С.97-102.



Hosted by uCoz